Статьи

Матрица ABC- и XYZ-анализа

АВС-анализ – инструмент детализации номенклатуры товара.

Алгоритм проведения анализа.


  1. Определить оборот по всем ассортиментным позициям за определённый период.
  2. Распределить ассортиментные позиции от большего к меньшему.
  3. Просчитать удельный вес каждой позиции и нарастающий итог.
  4. Распределить ассортиментные позиции по категориям. Первые 75% - категория А, вторые 20% – категория – В, третьи 5% - С.



Таблица 1. Пример АВС-анализа

Товар Оборот, тыс. руб Удельный вес, % Нарастающий итог Группа
Позиция 1 20 20% 20% А




Позиция 2 18 18% 38%
Позиция 3 15 15% 53%
Позиция 4 12 12% 65%
Позиция 5 10 10% 75%
Позиция 6 9 9% 84% В


Позиция 7 7 7% 91%
Позиция 8 5 5% 96%
Позиция 9 4 4% 100% С




XYZ-анализ – характеризует равномерность потребления запасов. Товары категории Х обладают наиболее предсказуемым потреблением. Напротив, потребление товаров категории Z спланировать не представляется возможным.


Алгоритм проведения анализа:


  1. Берем несколько периодов времени (допустим август 2012, 2013, 2014 гг.).
  2. Вычисляем среднее значение показателя потребления как среднее значение по трем годам.
  3. Вычисляем среднеквадратичное отклонение по каждой из позиций


Среднеквадратичное отклонение высчитывается по формуле :


4. Распределяем товары по категориям. Для этого сравниваем показатели среднего значения потребления каждого из товаров с полученным значением среднеквадратического отклонения.




Диапазоны:

Отклонение в пределах 10% - товары категории Х

Отклонение в пределах 10-20% - товары категории У

Отклонение свыше 20% - товары категории Z.


Матрица АВС, XYZ-анализа


AX AY AZ
BX BY BZ
CX CY CZ




Итак, товар «АХ» - является наиболее предпочтительным. Спрос на товар большой и регулярный. «CZ» – наименее предпочтительный товар. Товары в категориях «АY» и «АZ» - можно увеличить страховой запас, так как товары являются ходовыми, но с колебаниями спроса.

Нет комментариев

Добавить комментарий